Моя точка зрения может не совпадать с мнением автора статьи по некоторым вопросам:)
ВЛАДИМИР РОССОХА·1 АПРЕЛЯ 2016 Г.
ВЛАДИМИР РОССОХА·1 АПРЕЛЯ 2016 Г.
Процесс децентрализации «идёт как-бы полным ходом». Со всех сторон трубят о необходимости объединения территориальных громад и даже декларируют об объединении некоторых громад, подкрепляя это лозунгами типа «Децентрализация: деньги и власть громадам». Деньги и власть - это то, что, по мнению правящей верхушки, должно соблазнить неискушенный электорат, поэтому в его сознание старательно вбивают подобные изречения.
Но что на самом деле кроется за этими лозунгами и почему Украине необходимо запустить реальный процесс децентрализации?
Представьте, что вы унаследовали дом и земельный участок…
.., и унаследовали вы его, будучи несовершеннолетним. И вот спустя несколько лет, когда вам уже 18, а вы живете в этом доме с опекунами. Вот только забыли один нюанс: вы не оформили наследство на своё имя. Опекуны по-прежнему распоряжаются фактически вашим имуществом, устанавливают там свои правила, потому что де-юре оно закреплено как-бы за ними. Вас не устраивает положение дел, но изменить вы ничего пока не можете. Или можете, а хотите?
Аналогичная ситуация сложилась в Украине в начале 90-х, когда народ – граждане Украины по неопытности и незнанию позволили «прихватизировать» заводы, фабрики, землю и прочие ресурсы нескольким кланам. То, что является наследством от наших предков, которые создавали его в советский период для своих детей и внуков. Это наследство - национальное богатство всего Украинского народа.
В Конституции Украины изначально заложено то, что Украина является Республикой, а «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ», который осуществляет власть «НЕПОСРЕДСТВЕННО и через созданные им органы государственной власти и местного самоуправления»
Что значит «непосредственно»?
Именно под этим словом и подразумевается изначально создание территориальных громад – жителей, объединенных общим интересом в пределах села, поселка, города без районного деления, районах в городах с районным делением.
Для того чтобы заявлять или отстаивать свои права, территориальная громада должна стать юридическим лицом публичного права. Это происходит в следствие принятия на общем собрании/конференции территориальной громады и Устава громады. Устав определяет, в том числе, порядок принятия громадой каких-либо решений, делегирования тех, кто может выступать и представлять интересы от её имени, и другие важные вопросы и возможности жителей территориальной громады. В т.ч. имущество (национальное богатство) громады, как экономическя основа и сбор всех налогов сначала в местный бюджет громады, а затем передача части 20%-30% в Государственный бюджет на выполнене Государством своих функций, необходимых громаде. Референдум, как одна из форм волеизьявления. И много еще другого...
Общее собрание или конференция представителей громады является высшим органом. Вы скажете: «А разве мы не делегировали своих представителей, когда поставили «галочку» на выборах в местный совет?» Нет. Те, кто считает местные советы и депутатов представителями территориальных громад, видимо, не знают Конституцию Украины 1996 года (а именно ст. 143). Основной закон, совершенно однозначно устанавливает, что органы местного самоуправления должны были быть созданы непосредственно самими территориальными громадами. Не нормативным актом Верховной Рады, не Постановлением Кабинета Министров, не, тем более, решением какой-нибудь очередной или внеочередной сессии какого-либо органа УССР назначить самого себя органом самоуправления территориальной громады!
Да, все права территориальных громад закреплены в Конституции Украины и Цывильном Кодексе Украины, но органы государственной власти еще «советской Украины» не поспешили эти права понять, реализовать и объяснить.
Как именно создание территориальных громад должно повлиять на каждого украинца?
Что в результате получит каждый гражданин, когда завершится процесс реальной децентрализации?
Это даст всем гражданам множество привилегий и возможностей жить по-человечески. Народ, наконец, получит обратную связь и возможность самому распоряжаться своими ресурсами, будучи учредителем (владельцем) всех органов местной власти и коммунальных предприятий.
Возьмем один из самых болезненных на данный момент вопросов - тарифы. Известно, что они включают в себя обязательные затраты и дополнительные. К обязательным причисляем сам ресурс (сырье, газ, вода и т.д.) и энергозатраты, а в дополнительные входят зарплаты сотрудникам, выплаты, оптимизация и модернизация производства, ремонты и прочее. Так вот именно территориальная громада решает, в каком объёме оплачивать эти дополнительные расходы - не в ущерб коммунальному предприятию, конечно, но все же.
Таким образом, можно уменьшить тарифы или, по крайней мере, добиться отчетности по каждой копейке. Кстати об отчетности. Следующим шагом после создания громад является введение четко определённого порядка отзыва всех представителей громады и депутатов. То есть, если громада (граждане, жители – члены территориальных громад) видит, что её представитель в органах местного самоуправления не справляется со своими обязанностями или, чего хуже, злоупотребляет служебным положением, она имеет право лишить горе-чиновника его кресла или депутатского мандата. Тем более, что он должен жить среди жителей громады, а не быть присланным или пришельцем из другой громады.
Главное - иметь желание построить новую свою страну, а старая еще советская перекрашенная административно-командная система в результате таких реформ должна быть ликвидирована.
А вы знаете, что органы местного самоуправления – местные советы не имели права самостоятельно создавать коммунальные предприятия?
Но, так или иначе, они уже созданы. Естественно, такие решения должны приниматься территориальными громадами: образование, санация, ликвидация и прочие операции с коммунальными предприятиями.
Наглядный пример – Польша. Ей так же, как и Украине, пришлось пройти нелегкий путь после выхода от СССР.
В Союзе практиковалось только вертикальное подчинение: нижестоящая единица подчинялась вышестоящей.
Польше удалось победить иерархическую зависимость. С 1999 года там введено новое административно территориальное деление, основными единицами которого являются «гмины» - аналог территориальных громад.
Каждая гмина самостоятельно распоряжается своим имуществом и долей налогов, и может принимать любые решения, не противоречащие национальному законодательству.
Результат такого устройства очевиден, если посмотреть на простые цифры: по данным Всемирного банка уже в 2013 году ВВП Польши в 3 раза больше, чем ВВП Украины, хотя в 1990 году Украина была впереди почти на 20 млрд. долларов США. По статистике на тот же год, средний поляк мог за свою среднюю зарплату купить 4,5 набора продуктов, которые мог бы позволить себе украинец.
Впечатляет? А ведь на старте мы были впереди.
Второй пример: Швейцария – замечательная страна! А ведь именно там проводят больше всего в мире референдумов.
Власть говорит о децентрализации, но сама сделать всё как следует, не может.
Пример тому Харьков. В 1997 г. депутаты городского совета утвердили Устав территориальной громады без ведома граждан!
Спросите людей, знают ли они, что в Харькове есть территориальная громада?
Вряд ли. А на самом деле их должно быть девять, так как в городе девять районов – административно-территориальных единиц. Девять громад могли бы учредить городскую администрацию и делегировать в нее своих представителей громад для решения вопросов, касающихся общих интересов всех громад города.
Но в 2010 году городской совет ликвидировал районные советы и исполкомы, создав на их месте администрации – подобие городского отдела управления делами в районе. И это вместо того чтобы создать территориальные громады в районах.
На самом деле горсовет забрал право распоряжаться на землю, коммунальное имущество и прочее, так сказать централизовал.
Последствия этих преобразований мы знаем и теперь ощущаем на себе.
Что необходимо для создания территориальной громады?
Здесь, как и у всего есть определённый порядок.
Во-первых, нужно создать механизм учёта мнения большинства граждан, имеющих право голоса. В каждом многоквартирном доме или дворе, квартале или улице частного сектора, провести собрание граждан по месту жительства и создать домовой, дворовой, уличный или квартальный комитет самоорганизации населения, оформив соответственно протокол и делегировать своих представителей на собрание/конференцию территориальной громады. На собрании/конференции громады утверждается Устав громады, который предварительно в обязательном порядке выносится на обсуждение жителей – членов территориальной громады.
Таким образом, добиваемся принятия адекватного Устава.
И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО создаются, в соответствии с Конституцией, органы местного самоуправления - представительские органы территориальной громады.
Для этого утверждаются Положения обо всех органах местной власти, в которых территориальная громада является учредителем, а контрольно-ревизионно-наблюдательным органом от громады является Комитет общественных представителей громады – делегированные громадой достойные, опытные и грамотные специалисты, умеющие контролировать работу нанятых чиновников и руководителей местных органов и служб, с которыми подписывается соответствующие контракты на работу.
Сейчас же получается, что местные советы что-то там решают «у себя, наверху», а народ только изредка интересуется и получает поверхностные ответы.
Отсюда недоверие, отсюда неудовлетворенность властью!
Если сделать, все как изложено выше, и установить безапелляционный порядок отзыва депутатов и руководителей чиновников, создав рейтинг доверия/недоверия, то местная власть действительно перейдёт в непосредственное управление народом, а не останется частью лозунгов и постоянных обещаний.
Следует начать не с переписывания Конституции, а с выполнения существующей. Тогда можно будет говорить о стабильности, эффективном использовании бюджетных средств коммунальными предприятиями и исполнительными органами в интересах граждан и громад.
Под контролем громад это станет лекарством против коррупции и даст мощный импульс для развития громад, привлечения инвестиций и внедрения инновационных технологий.
Сейчас идет процесс создания инициативных групп территориальных громад, которые должны помочь всем гражданам осознать необходимость оформления своих конституционных прав собственника и учредителя своих местных органов власти. Необходимости подготовки и проведения общего собрания/конференции территориальных громад.
Важно, чтобы этот процесс шел одновременно во всех селах, поселках, городах и районах городов. Чтобы представители всех громад проводили областные и всеукраинские мероприятия, на которых делились опытом и совместно вырабатывали планы работы, проекты и изменения в неработающие статьи законов, собирали подписи членов территориальных громад и требовали от Верховного Совета, Президента и Кабинета Министров Украины, Верховного Суда Украины принятия Акта перезагрузки системы органов власти в Украине и совершенствования законодательства под современные и цивилизованные нормы.
Создание народом Украины территориальных громад станет залогом результативной работы органов местной и государственной власти.
Важно действовать сообща и делиться опытом, тогда всё получится.
Сейчас такое время, когда очень необходимы серьезные перемены в системе управления государством. И их должен осуществить Украинский народ.
Если олигархические кланы, политиканы и чиновники, по сути узурпировавшие власть этого не могут, то это должен сделать единственный источник власти и суверенитета в Украине – Украинский народ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий