Готовимся к написанию своего Устава
Разработка проекта новой конституции
В 2007-2008 гг. экономические проблемы в Исландии вызвали возмущение общественности. Симптомы приближающегося кризиса систематически замалчивались в прессе, и, как многие подозревали, в замалчивании были заинтересованы некоторые члены правительства, принимавшие участие в деятельности банков.
К Хёрдуру Торфасону присоединились граждане, которые организовали группу митингующих. 20 января 2009 года протесты переросли в беспорядки, которыми граждане пытались помешать заседанию парламента. Около двух тысяч демонстрантов выражали свой протест автомобильными сигналами и грохотом пустых кастрюль. Полицией были предприняты меры для разгона митингующих, но протесты, названные прессой «революцией чайников и кастрюль» (Pots-and-pans revolution) или «посудной революцией» (Kitchenware revolution) продолжались. Выборы прошли в апреле 2009 года, по их результатам к власти пришла левая коалиция, которая, с одной стороны, сразу же осудила неолиберальную экономическую систему, но, с другой стороны, сразу же сдалась требованиям Всемирного банка и стран Евросоюза погасить долги исландских банков в общей сложности на три с половиной миллиарда евро. Это означало, чтобы каждый житель Исландии в течение пятнадцати лет должен был бы ежемесячно платить 100 евро – чтобы погасить долги одних частных лиц (владельцев банков) перед другими частными лицами.
В результате Президент Олафур Рагнар Гримссон отказался ратифицировать уже принятый парламентом закон, который сделал бы граждан Исландии ответственными за долги исландских банкиров, и согласился провести референдум. Референдум был проведен в марте 2010 г. На нем исландцы решили не возвращать средства иностранным кредиторам – Великобритании и Нидерландам – 93% участвовавших проголосовали против выплаты банковских долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование. При поддержке граждан правительство инициировало гражданские и уголовные расследования в отношении лиц, ответственных за финансовый кризис. Интерпол выдал международный ордер на арест бывшего президента банка Kaupthing Сигурдура Эйнарссона, а другие банкиры, также причастные к краху, бежали из страны.
Главной задачей на повестке нового правительства стала разработка новой конституции. Первую попытку написания конституции правительство предприняло сразу после прихода к власти. Предполагалось, что на это уйдет год, но в итоге дело закончилось неудачей, потому что граждане не хотели признавать такую конституцию легитимной. Тогда правительство решилось на эксперимент: сделать так, чтобы граждане сами написали конституцию. Проект Основного закона писали 950 простых граждан, избранных по лотерейной системе членами Национальной Ассамблеи в 2010 г. Чтобы доработать новую Конституцию, народ Исландии избрал Конституционный совет, в который вошли 25 граждан. Простые люди – рыбаки, фермеры, врачи, домохозяйки – были избраны из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к какой политической партии, каждого из которых рекомендовали как минимум 30 граждан.
Далее началась доработка текста Конституции и конституционных законов. От каждого гражданина требовалось посылать предложения по электронной почте, Facebook или YouTube и участвовать в обсуждениях Совета, давая комментарии и рекомендации. Тысячи людей, таким образом, участвовали в этом, «возможно, самом демократичном процессе в мировой истории», как назвал его без ложной скромности бывший член Совета Торвалдар Галфэйсон.
В апреле 2011 г. совет начал работу. На написание проекта конституции у него было четыре месяца. Участники собирались ежедневно и работали полный рабочий день, получая за это жалование, эквивалентное зарплате парламентариев. Еженедельно на специальном сайте публиковались результаты проделанной ими работы – то есть проект конституции на разных стадиях разработки. Предполагалось, что общественность будет это оценивать, комментировать и вносить предложения и поправки. Ответная реакция действительно была, она поступала через сайт, социальные сети и иные средства интернет-связи. Совет получал отзывы и предложения, которые, по утверждению Торвалдара Гильфасона, внимательно рассматривались и учитывались при создании новых версий проекта. 20 октября 2012 основные положения новой Конституции были утверждены референдумом.
В результате совокупного действия субъективных факторов оказалось большинство– и в Конституционном совете, и среди участников разработки Конституции, и среди голосующих на референдуме. И результат настолько «превзошел ожидания», что ведущие мировые СМИ замалчивают об итогах исландского всенародного референдума 23 октября 2012, на котором проект Конституции одобрили более 80% исландцев при явке в 66%. Стоит отметить один существенный для дальнейшего развития событий нюанс. Конституционный совет по своему составу оказался «евросоциалистическим». И не столько потому, что большинство исландцев придерживаются левых взглядов, сколько вследствие недальновидного поведения исландских правых: ранее бывшие у власти «Прогрессивная партия» и «Партия Независимости» призвали своих сторонников бойкотировать выборы Конституционного совета и работу над Конституцией, и их избиратели так и поступили. В результате и в самом Совете, и в тексте новой Конституции влияние правых и консерваторов оказалось минимально.
Стоило допустить большинство к разработке и принятию Конституции и конституционных законов, как «получилась» национализация ресурсов, вместо гостайны – открытость, вместо строго представительной демократии – элементы прямой демократии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий